Свенгализм В «нашей» педагогике принято считать, что главная задача учителя научить ученика так, чтобы в дальнейшем он мог обходиться без помощи учителя. И даже появился термин «взращивание» (С.Судзуки) или «выращивание» (В.Спиваков) талантов. Никто не спорит с тем, что научить и отпустить – это главная задача трансляции опыта. И всё-таки есть некоторые «но». Часто такому «правильному» подходу в педагогике противопоставляют понятие свенгализма. Свенгализм – это такой педагогический (или творческий) гипноз, под воздействием которого человек становится творцом. Но только лишь гипнотизёр перестаёт воздействовать, человек перестаёт творить. (У нас, музыкантов, понятие свенгализма ввёл В. Т. Спиваков, когда писал о своём педагоге – Ю. И. Янкелевиче). Термин возник из имени одного литературного героя (Свенгали из романа писателя дю Морье), который с помощью гипноза создал певицу, и её концерты имели громадный успех. Но однажды гипнотизёр внезапно умирает, и, естественно, певица перестаёт петь. Свенгали многими воспринимается как отрицательный персонаж (я его никак не воспринимаю, потому что романа не читала), потому что он, дескать, доминирует и эксплуатирует. Но есть профессии, в которых «гипнотизёрство» просто необходимо. Вот у нас, например, чтобы ученик начал заниматься не «из-под палки», нужно некоторое воздействие, которое создаёт мотивацию. И для этого необходим какой-то влиятельный человек. Хорошо, если он влияет с помощью чего-то прекрасного. Плохо – когда наоборот. Но где вы видели, чтобы «хорошо» было без «плохо»? Гипноз, харизма, обаяние, лидерство – любое качество можно иметь в виду, когда мы хотим, чтобы что-то изменилось в обществе или отдельном человеке. Как говорил философ Ортега, разум склонен опираться на легкое и доступное (вырываю из контекста, там дальше глубже и лучше). Поэтому начнём с простого. Вот вспоминаю школу. Сидим, ждём учителя, а он что-то не идёт. Кто-то один изобрёл фразу: «Ждём ещё пять минут и уходим». Куда уходим? В кино, конечно. Раньше идти особо было некуда, зато кинотеатры работали, и дневной сеанс для школьников – милое дело. Сейчас, когда столько комфортных кинозалов, этот метод прогуливания уроков, думаю, тоже работает. А ещё я помню, что рассказывали выпускники школ. Как известно, существует традиция устраивать выпускной бал с вечера до утра. Так вот молодёжь рассказывала мне, что сначала гуляли с удовольствием, потом все захотели спать и пошли в кино на утренний сеанс, чтобы там поспать. Но это я отвлеклась. А про школу вспомнила вот почему. Для того, чтобы что-нибудь нарушить, например, уйти с урока, должен появиться какой-то лидер, который скажет: «А давайте сбежим?!». И все дружно сбегают с урока. Правда, может найтись и другой, который скажет: «Нет, ребята, нам попадёт. Давайте лучше сделаем тоже самое, но после уроков». И за ним тоже пойдут. Тут уже начинается борьба двух лидеров. И я опять отвлеклась. Так вот есть профессии, где лидер и его свенгализм в хорошем смысле просто необходим. Более того, без него в эту профессию идти просто нет смысла. Например, профессия исполнителя, а ещё понятнее для разума – профессия дирижёра. Многие часто наблюдают: дирижёр взмахнул – и оркестр играет. А другой дирижёр взмахнул, а оркестр даже не пошевелился. Всё очень просто: дирижировать – это не махать руками. А делать что-то ещё. А именно: воздействовать. И вот тут куда без свенгализма? У нас недавно в сети был спор о том, что есть исполнитель? Транслятор или творец? Так вот дирижёр может быть только творцом. Иначе смысла нет вставать перед оркестром. Умберто Эко придумал хорошее слово: «интерпретанта». Это производимая идея. Там довольно сложные семиотические цепочки – мы их пропустим (хотя как-нибудь про это, наверное, напишу, очень вещь интересная). Так вот без производимой идеи дирижёр к пульту просто не должен подходить. У нас, оркестрантов, к дирижёрам отношение очень интересное: мы их ненавидим. Почему? Потому что среди них есть деспоты, тираны, глупцы, тупицы и прочее. Один хороший, и даже очень хороший, дирижёр как-то сказал в интервью: «Надо иметь моральное право руководить людьми, которые в несколько раз опытнее тебя». Вот именно поэтому дирижёр должен превращаться в гипнотизёра Свенгали, чтобы за ним пошли. Чтобы никому в голову даже мысль не зашла: «Ждем ещё пять минут и уходим». Я знаю одного дирижёра, которого оркестр ждал сутки в аэропорту, потому что его рейс отложили. Когда дирижёр сошёл с трапа и увидел встречающий его оркестр в полном составе, он встал перед ними на колени. Всё, я достала платок, утёрла скупую слезу и ушла спать. За окном – 5 утра. Артисты в это время ложатся спать. (Фото когда-то взято с сайта Пермского оперного театра, возможно, А.Завьялов)

Теги других блогов: творчество педагогика свенгализм