Бороться с системой
(Как будто фельетон)
Говорить несерьёзно о серьёзном легче, как заметил опять один очень умный человек, который меня выслушивает.
Итак, система
Системные исследования меня привлекали всегда, особенно в период, когда я увлеклась синергетикой и повесила на стену портрет Германа Хакена.
(Синергетика – это наука о самоорганизующихся системах).
По мнению Хакена, жизнь человеческого общества демонстрирует немалое разнообразие структур, и наша задача состоит в том, чтобы собирать фактический материал…
Тут я остановилась, потому что далее он стал мечтать о том, чтобы создать целостную картину мира. (В голове мелькнула мысль: Расскажи Господу о своих планах)
Итак, фундаментальная проблема синергетики, по мнению Хакена, легко иллюстрируется известным рисунком М. Эшера, изображающим две руки, рисующие одна другую: отдельные элементы системы организуются, управляемые невидимой рукой, с другой стороны, системы непрерывно создают эту невидимую руку.
Параметр порядка (одна рука) обусловливает поведение отдельных элементов (другая рука), но при этом его собственное поведение определяется поведением этих самых элементов.
Хакен предполагал с помощью синергетики «отбросить маловажные детали» и «редуцировать» степень сложности системы. Кроме того, по его мнению, если мы научимся распознавать общие для всех сложных систем закономерности, то нам станет проще справляться с жизненными трудностями.
Следуя заветам Хагена, я стала бороться с жизненными трудностями с помощью синергетики.
Наше общество похоже на оркестр, и это заметил ещё Федерико Феллини. Оно ненавидит руководителя, но без руководства жить не может.
И в нашем городе мы всегда шутили: у нас в городе один оркестр, только он всё время по-разному называется.
Так и общество, в сущности, поднимаясь по лестнице веков, остаётся всё тем же. У фундаментальных вопросов не должно быть ответа – считает философ М.А.Аркадьев.
Итак, я стала бороться с системными трудностями. И первой на моём пути была зарплата концертмейстера-солиста, которую я никак не могла получить. (Забегая вперёд, скажу, что я так её и не получила).
Дело было так. Меня пригласили на должность второго концертмейстера-солиста сразу после консерватории, но раньше, в советское время, повышение зарплаты должны были одобрить где-то наверху. Поэтому сначала я работала на должности солиста за 140 рублей вместо 175, потом за 150, вместо 175, потом – тут жизнь изменилась – за 6 тыс вместо 70.
Пока я была молодая, мне недоплачивали 60 рублей до полного счастья, и, чтобы решить эту проблему, мой муж, ассистент главного дирижёра, а в оркестровом мире – инспектор оркестра, вынужден был на мне жениться, чтобы отстоять моё право на полагающуюся мне зарплату.
В результате ему удалось только одно – жениться на мне. Остальные проблемы у него ушли на второй план. (Как сказала одна писательница, «Зачем ты на мне женился, у тебя ведь могло быть всё хорошо!»)
Итак, работала я концертмейстером всю жизнь «по любви» или «за идею», но под конец сильно испортила себе жизнь, потому что попробовала систему на прочность: я заявила, что ненормированный рабочий день для артиста оркестра – гибель.
Система меня быстро сожрала за это, и я ушла в профессоры. (В профессора? В профессорши?)
Там тоже было в смысле системности не мёдом намазано.
У меня была диссертация по междисциплинарным исследованиям. Мне сразу сказали, что это глухой номер, но нужно было чем-то жить – дети выросли, театр меня выплюнул, а я ещё имела какие-то идеи.
И я подалась на поиски справедливости. Прикрепилась к одному диссовету. Заплатила за всякие экзамены, собеседования, соискательство и прочее. В назначенный срок, когда силы мои и деньги были почти на исходе, мне сказали, что мой диссер не соответствует паспорту специальности (искусствоведение). Вот идите в педагогику, вас там точно возьмут.
Послали, короче.
Я, грешным делом, подумала: вот сначала принимают, берут деньги за учёбу (для бедного профессора – немалые), а потом раз! – и закрывают исследования под предлогом того, что тема не та. Ничего личного, просто бизнес, как говорится.
А один доктор искусствоведения прямо так и сказал: Вы что, хотите бороться с системой?!?
Я лежала в кровати в гостинице (поезд был только через сутки) и смотрела фильм, конечно же, с Бельмондо. Там он специально для меня сказал: «Да кому нужна эта диссертация? Кто их читает?». Он получил оплеуху от красавицы, которая писала о нём диссертацию, но там всё закончилось хорошо.
Я решила жить по тем правилам, которые рисует вторая рука (это хоть как можно трактовать. Например, можно попытаться вписаться в систему без риска для собственной линии жизни). Пока вписываюсь.
Да и бояться мне нечего, вообще-то.
Как-то я встретила бывшую коллегу в магазине, она мне сказала: «Люда, выходи на пенсию, на пенсии так хорошо!»
И правда: пенсия – это свобода. «Пишу мои вирши – живётся легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, забрёл я в сарай…»