Список приглашённых. Или сила Феи Карабос
Ещё в школе я поняла всё зло и несправедливость списков. Я думаю, все уже поняли о чём речь.
Например, намечается какая-то церемония. (В детстве – это день рождения). И составляется список приглашённых.
Составление списка приглашённых мне напоминает самый неприятный элемент структуры в написании какой-нибудь научной статьи. Он посвящён «степени разработанности проблемы». Иными словами, нужно описать, кто внёс весомый вклад в разработку данного вопроса. И никого не забыть. А точнее – упомянуть всё, что ты в целом нашёл написанного на тему, о которой собираешься говорить с претензией на новизну. А то вдруг какой-нибудь профессор уже всё это описал, а ты, такой, новенький, собираешься поговорить на тему открытия Америки.
(Есть совершенно замечательная книга В.В.Радаева "Как представить исследовательский проект" с не менее замечательными иллюстрациями А.М.Павлова – рекомендую. Иллюстрации Павлова одно время у меня висели на всех полках стеллажа, когда я писала диссертацию. Они мне не помогли, но очень меня веселили. Поделиться не могу – боюсь нарушения авторских прав).
Итак, про «степень разработанности». Этот раздел содержит «список значимых имён», который пишущие люди называют «иконостасом». Он составляется с учётом следующего положения дел: 1) нужно назвать имена тех, чьи труды являются основополагающими в данном вопросе, 2) нужно учесть «политесные» (исходящие из вежливости) факторы – не забыть имена тех, от кого зависит успех проекта.
Считается, что если быть принципиальным и проигнорировать второй пункт, то это признак очень сильной самоуверенности. Список превращается, как справедливо отмечает упомянутый выше автор, во «взвешивание» имён.
Итак, уже в детстве, составляя список приглашённых на день рождения, мы сталкиваемся с необходимостью выбрать между тем, кто нам нравится, и тем, кого нельзя не позвать. Там начинаются тонкости, вроде того, что Миша дружит с Валей, значит, надо приглашать обоих, а Саша обидится, если не пригласить Лёшу и так далее (все имена случайны).
А родители говорят: у нас всего 8 стульев в доме и денег на всю твою компанию тоже нет.
Ты (то есть, я) начинаешь думать, а не забросить ли идею дня рождения вообще и не забить ли на все праздники сразу?
Короче, в школе мы решили эту проблему коренным образом: мы стали отмечать праздники всем классом, благо – он у нас был численностью в 18 человек. Избиралась квартира с родителями или без, делалась «складчина» и вопрос списка был решён.
Но он был решён, так сказать, локально и почти не помог нам жить дальше, потому что Фея Карабос уже давно за нами следила. Как известно, она обиделась на то, что её не пригласили на торжество и уготовила принцессе незавидное будущее.
«Вышла» я на Фею Карабос, благодаря одному умному человеку, который вообще является автором всех моих идей вот уже довольно длительное время. Но ему не жалко. Он – Фея Сирени, которая будит меня, если я засыпаю на сто лет из-за свершившейся несправедливости.
Итак – списки. Мы совершенно не можем их проигнорировать, потому что есть всегда и везде та или иная квота, которую при всём желании не обойти. Самые примитивные: в автобус входит, допустим, 60 человек. Или 12 – в маленький. Или 3 места в автомобиле. Самое худшее – одно место в коляске. А детей – двое. Однажды мы сломали коляску, потому что посадили в одну коляску сразу двух своих детей. Она не выдержала.
Нам с братом, кстати, родители покупали всего по два, чтобы не испытывать судьбу.
Однажды папа не купил мне мороженое, потому что у меня – горло. А купил себе и брату. Потом папе меня стало жалко, и он отдал мне своё. Но я уже включила Фею Карабос и отказалась. Папа выбросил мороженое в мусорку.
Это был большой для меня жизненный урок.
Но вернусь к объективным условиям.
Например, на зарубежные гастроли берут ограниченное количество артистов оркестра (самолёт, гостиница – всё требует точного количества), и начинается составление списка. Похоже на «иконостас» в научной статье. Работают те же два принципа: содержательный и политический. В итоге – есть обиженные Карабосы.
И вот моя Фея Сирени выносит вердикт: все списки – это зло.
Вы представляете себе организацию жизни без списков? Я – нет.
Всем классом вечно жить не станешь. Поэтому настаёт время выбора, и тут начинаются обиды, конфликты, расхождения мнений. И статус: всё сложно.
Мы, музыканты, со списками чаще всего сталкиваемся на конкурсах.
Как-то мне старший коллега спокойно сказал про своего ученика, игравшего на конкурсе, но не прошедшего в финал: «Он просто не вошёл в список». Я подумала: это же гениальный подход! Его надо использовать.
И стала готовить учеников не к вхождению в список, а к тому, что более вероятным всегда нужно считать непопадание в него, а попадание в список – напротив, считать случайностью. Везением.
Правда, в одной статье про Давида Фёдоровича Ойстраха я прочла, что он очень любил шахматы, а у шахматистов есть поговорка: «Везёт тем, кто лучше играет».
Ну, это как бы уже из серии высшей справедливости. А на конкурсах всё-таки побеждает список.
Если второй пункт – политесный или политический – при составлении списка начинает перевешивать, то такое жюри (судейство) быстренько объявляют необъективным, а оно как раз-таки самое объективное и есть, потому что подчиняется не зависящим от личного мнения обстоятельствам. И я часто об этом рассказываю.
Допустим, сильнее всех на каких-нибудь региональных юношеских конкурсах играют молодые музыканты из Москвы. Кого-то это удивляет? Нет. Может жюри отдать все награды Москве? Тоже нет. И появляется список прошедших в финал счастливчиков из разных регионов, и, соответственно, список обиженных автоматически тоже возникает.
«Карабосить», конечно, любят не все, да и сил не у всех достаточно. А вот обиду затаить удаётся почти всем. И ладно бы обида. А то ведь начинается внутренний монолог: «Что со мной не так?»
У психологов, наверное, есть ответ, как с этим бороться. У меня его нет. Хотя есть: мне некогда. Но это я также в психологии почерпнула:
– Будьте всегда заняты, это самое дешёвое лекарство.
Ещё из празднования Нового года я помню призыв:
– Не пригласили на Новый год? Позови друзей сам.
Надо научиться как-то философски относиться к спискам. Как к погоде. Идёт дождь, и впереди большая лужа? Перейди на другую сторону. Там тоже лужа? Носи резиновые сапожки. Я люблю боты с утеплителем внутри. Помогает.